Китайское издание доклада EIR «Новый шёлковый путь становится мировым наземным мостом» официально представлено 29 сентября основательницей Шиллеровского института Хельгой Цепп-Ларуш на симпозиуме, организованном Институтом финансовых исследований «Чунъян» в Китайском народном университете (КНУ). Институт «Чунъян» также является коспонсором выпуска доклада на китайском языке.
Институт был основан в 2013 г. выпускниками КНУ и относится к аналитическим центрам нового типа, вызванного к жизни президентом Си Цзиньпином. Ван Вэнь, декан-распорядитель Института «Чунъян», и Фу Цзяньмин, вице-президент издательско-медийной группы «Феникс», издавшей китайскую версию доклада, выступили на пресс-конференции, которая привлекла 70 участников, в том числе 15 журналистов.
Происхождение новой парадигмы
В своём выступлении на симпозиуме Хельга Цепп-Ларуш разъяснила свою роль в зарождении идеи, известной в Китае как «Один пояс, один путь». Вместе с американским экономистом Линдоном Ларушем, её мужем, они после развала Советского Союза обобщили ряд программ развития, над которыми ранее проработали десятки лет, и создали программу, предназначенную связать воедино весь евразийский континент. Предлагалось построить систему высокоскоростных железных дорог, тем самым ввести в русло международной торговли и промышленности вновь образованные государства Центральной Азии, не имеющие выхода к морю (а также малонаселённые и слаборазвитые регионы центральной России), и таким образом создать сухопутный коридор экономического развития, соединяющий Европу и Азию. Супруги Ларуш назвали эту концепцию «евро-азиатский наземный мост». Дискуссии с представителями правительства Китая, состоявшиеся в начале 1990-х гг., вылились в конференцию«Экономическое развитие территорий вдоль Нового евро-азиатского континентального моста», организованную под эгидой министерства науки и технологии Китая в 1996 г., на которой госпожа Ларуш выступила с докладом о проекте наземного моста.
Продвижению проекта помешали азиатский финансовый кризис 1997 г. и кризис рубля 1998 г. Лишь в сентябре 2013 г. президент КНР Си Цзиньпин повторно ввёл в оборот данное понятие в своём выступлении в Университете им. Назарбаева (Казахстан), где призвал создать экономический пояс Шёлкового пути, связывающий Европу с Азией.
Как отметила Цепп-Ларуш, концепция Нового шёлкового пути указывает человечеству новую парадигму и направление отхода от «геополитики», которая в минувшем столетии привела к двум мировым войнам. Геополитику необходимо сменить на идею общих целей человечества, отражённую в концепции «взаимовыгодной политики» Си Цзиньпина. Китайский проект именуется «Один пояс, один путь», но Цепп-Ларуш подчеркнула важность прежнего Шёлкового пути: «Желательно сохранить название «Новый шёлковый путь», так как оно ясно выражает ту самую культурную перспективу сотрудничества, которая проявилась в древнем Шёлковом пути».
Цепп-Ларуш прокомментировала кризис на Ближнем Востоке и массовый наплыв беженцев в Европу из регионов, раздираемых войнами в результате американской политики в правление Буша и Обамы. Лишь в самое последнее время ряд европейских стран осознал, что для устранения глубинных причин кризиса беженцев требуется переменить политику. Мало вести борьбу против исламистских экстремистов военными средствами — необходимо экономическое восстановление всего региона, разрушаемого войной, чтобы дать будущее той молодёжи, которая сейчас тянется к джихаду с его насилием.
«Шёлковый путь можно провести на Ближний Восток и создать центры развития, — сказала она. — Мы можем заставить пустыни расцвести, построить новые города. Новый шёлковый путь может сформировать мирный порядок XXI столетия. Его успех откроет новую эпоху цивилизации, его неудача отбросит нас в новые тёмные века».
Разворот после 40 лет гибельной политики
Затем выступил руководитель вашингтонского бюро EIR Уильям Джонс и обрисовал возможности, которые открывает для всего мира и в том числе для США реализация проекта Шёлкового пути. Он напомнил, что в 1975 г. Линдон Ларуш предложил учредить международный банк развития для финансирования третьего мира. В 1976 г. идею Ларуша подхватил министр иностранных дел Гайаны Фред Уилс, который обратился к Генеральной Ассамблее ООН с призывом ввести новый мировой экономический порядок и мораторий на долги развивающихся стран.
Вместо этого, как отметил Джонс, мир вступил в новую фазу инфляционной экспансии мировой финансовой системы, которая в настоящее время включает в себя не связанные с реальной экономикой финансовые активы на сумму свыше двух квадриллионов долларов США. Он заявил: «Объявленный президентом Си Цзиньпином проект Шёлкового пути с морской и сухопутной составляющей даёт возможность на этой опасной траектории сделать разворот. Мир с изумлением смотрит на развитие Китая за последние десятилетия, и вот Китай предлагает такое развитие для всего остального мира».
Одобрение экспертов
На конференции выступили восемь китайских учёных. Они восприняли доклад с воодушевлением. Проф. Бао Шисю, ранее преподававший военную стратегию в Академии военных наук НОАК, указал, что содействие сближению стран в регионе, охватываемом инициативой Нового шёлкового пути, в процессе регионального развития является на сегодня главной задачей. Он продолжил: «Здесь налицо и связь с понятием качества государственного управления, так что данная концепция приветствуется всеми. Так мы построим отношения добрососедства и приступим к созиданию общего евразийского будущего». По его словам, на этой идее основывался и замысел евразийского наземного моста, выдвинутый в 1990‑х гг. Шиллеровским институтом.
Дин Ифань, бывший заместитель директора Института мирового развития Центра исследований развития при Госсовете КНР, высказался о важности экономических концепций Линдона Ларуша, положенных в основу доклада: «Я знаком с Шиллеровским институтом давно и многое у них почерпнул. У них есть неординарные идеи мировой экономики. Концепция, на которой базируются экономические воззрения Ларуша, ‑ физическая экономика. Для описания законов функционирования здоровой экономики Ларуш воспользовался понятием негэнтропии».
Он продолжил: «Хельга Цепп-Ларуш предложила проект евразийского континентального моста как средство избежать войны. Новая концепция «Один пояс, один путь» привлекла большое внимание во всём мире… Нельзя допустить, чтобы всем управлял капитал. Наоборот, это мы должны управлять капиталом». Ши Цзэ (Китайский институт международных исследований) разъяснил, как геополитическое мышление обусловило проблемы современного мира: «К создавшемуся опасному положению привела геополитика. Представленный труд имеет целью создать концепцию на смену геополитике. И я увидел такую концепцию в книге. Наряду с этим доклад имеет экономический аспект с упором на создание инфраструктуры. Нам следует заняться инфраструктурными потребностями других стран. Я уверен, что межконтинентальный мост будет создан, и считаю, что госпожа Ларуш существенно продвинулась в развитии своей идеи».
Тао Цинмэй (Пекинский фонд «Сююань») отметил, что доклад ставит вопрос о новом порядке и новом типе межгосударственных отношений: «Эта книга отражает взгляды экспертов США, которых я искренне уважаю. Нам следует переосмыслить мир на основе новых межгосударственных отношений».
Ван Сянсуй, директор Центра стратегических исследований при Пекинском университете авиации и космонавтики, назвав доклад «путеводителем в будущее», высказался так: «Сегодня наша отправная точка должна быть региональной, включающей экономику, политику и культуру. Китай учится у других стран. И в этом отношении представленная книга очень важна».
Чжан Цзяньпин, директор отделения международного экономического сотрудничества Национальной комиссии по развитию и реформам, подчеркнул сотруднический характер инициативы по Шёлковому пути и её открытость для всех стран. Он отметил скептическое отношение США к данному проекту, но указал на определённую политическую подвижку в американских взглядах на Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Европа по поводу этого проекта, напротив, проникается энтузиазмом. По мнению выступающего, книга EIR, основанная на двадцатилетних работах, является важным элементом в деле распространения идеи Нового шёлкового пути в США.
Чжао Чанхуэй (Эксим банк Китая) высоко отозвался о «Феникс паблишинг», издателе книги, и охарактеризовал проект Шёлкового пути как инициативу тысячелетия. «Читая этот доклад, нам следует спрашивать себя, а как мы можем оказать ему содействие. Это наводит на размышления о долге». Он сказал, что учёные должны вырабатывать долгосрочные предложения, как это и сделано в книге.
Лю Ин, директор отдела совместных исследований института «Чунъян», указал, что доклад составлен с позиций глобальной современности, включая космическую перспективу. «Книга даёт предсказание будущего, а не ограничивается объяснением прошлого», — сказал он. Институт «Чунъян» приобрёл 1000 экземпляров доклада, которые он будет бесплатно распространять в политических и интеллектуальных кругах Китая. Пресс-конференция была освещена в экономической прессе, которая выделила тот факт, что по данному проекту Китая доклад является первой аналитической работой «американских учёных». Широкое признание в медийных сообщениях получила также роль госпожи Ларуш и Шиллеровского института как основных инициаторов проекта в начале 1990-х гг.
Как высокий уровень представительства на симпозиуме, так и поддержка, оказанная именитым Институтом финансовых исследований «Чунъян», подчёркивает: доклад EIR стал для китайских исследователей признанным источником по проекту «Один пояс, один путь». Экономические концепции, которые Линдон Ларуш отстаивал более 50 лет, сделались достоянием интеллектуальных кругов Китая.